1856
Его называли антихристом, клеймили как циника, антисемита и развратителя нравов. Он был философом без философской доктрины, писателем без романов, учителем без учеников. Он не любил Льва Толстого и Владимира Соловьева, критиковал Николая Чернышевского и революционное направление в русской литературе, воевал с наследием Николая Гоголя и преклонялся перед Михаилом Лермонтовым и Федором Достоевским.
Василий Розанов проповедовал плотскую любовь и отрицал христианский аскетизм. Всю свою жизнь он воспевал бытовое и отстаивал приоритет частной жизни над Вечностью, противостоял догматике и бюрократизации русской жизни, критиковал революционеров, балансировал на грани приличия в интимных откровениях о себе и утвердил в литературе новый уникальный жанр — сугубо личностный.
В основе творчества Василия Розанова — непреодолимая воля к метафизическим поискам. Он жил словом и мыслью, горевал о русской жизни и страдал от неизбежности смерти, а на изломе старого русского уклада во время революционных событий пытался отыскать Бога в мире и человеке. О философском наследии Василия Розанова и его современном значении