1964
Неоевразийство, когда-то считавшееся маргинальным движением, в последние годы оказалось в центре политических дискуссий. Эта общественно-политическая идеология, связанная в первую очередь с философом Александром Дугиным, предлагает свою версию пути России, рассматривая страну как один из полюсов нового многополярного мира в борьбе с либеральным мировым порядком и глобализмом. Именно Россия, по мнению мыслителя, через интеграцию с бывшими советскими республиками, должна стать центром новой евразийской сверхдержавы.
Александр Дугин в своих размышлениях опирается не только на известных евразийцев Николая Трубецкого и Петра Савицкого, но и на русских религиозных философов, западных традиционалистов и консервативных мыслителей. Рассматривая русскую идею, в своей привычной манере он размышляет над каждым феноменом отдельно, обращается к смыслам понятий «народ» и «элита», рассматривает демократию и популизм как главенствующие идеологии глобализированного мира.
Интеллектуальная биография Александра Дугина противоречива и многогранна. Начав с радикального неприятия коммунизма, он изменил свои взгляды на советский строй после распада СССР, увидев победу глобалистских западных идей, и обратился к национал-большевизму — идеологии 1920-х годов, которая рассматривала Советский Союз как перерождение империи на пути к евразийству. Его оппозиционность власти в 1990-е сменилась лоялизмом в 2000-е. Несмотря на то что он не занимал государственных должностей, на Западе его считают главным идеологом современной России, демиургом, оказывающим влияние на ключевые политические решения. Журнал Foreign Policy в 2014 году включил его в топ-100 «глобальных мыслителей» современного мира.
О философии Александра Дугина, его взглядах на современные вызовы для страны и мира, о поисках новой идеологии и нового пути развития России