1829
Но основоположником русского космизма по праву считают Николая Федорова. Современники почтительно именовали его московским Сократом за глубину мысли и разнонаправленность интересов. Он мечтал воскрешать людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью достижений науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». Наука, по его мнению, должна была объединить человечество, причем не только ныне живущих, но и их предков.
Вслед за Николаем Федоровым космисты стремились познать законы Вселенной, теорию ее возникновения и место человека в эволюции мирового пространства. Они выдвигали идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктуют ему разум и нравственное чувство.
Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Николаем Федоровым и русскими философами-космистами, ныне называют мировоззрением третьего тысячелетия. Мысль о Земле как общем доме важна в современную эпоху, когда перед человечеством как никогда остро встают вопросы бережного отношения к природе, к ее ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, порождающему индивидуальное и социальное зло. О философском наследии Николая Федорова и его современном значении