1831
Леонтьев близко общался со многими славянофилами, однако в политических вопросах никогда славянофилом не был. Российскую империю он не видел чисто славянской страной, а любая национальная связь была для него бессодержательна. Свою доктрину он называл «методом действительной жизни» и полагал, что философские идеи должны соответствовать религиозным представлениям о мире, здравому смыслу, требованиям непредвзятой науки и художественному видению мира.
Он стремился соединить строгую религиозность со своеобразной философской концепцией, где проблемы жизни и смерти переплетаются с надеждами на создание в России новой цивилизации, основанной на твердой монархической власти, строгой церковности и жестком сословно-иерархическом делении общества. Именно эстетическое и религиозное отталкивало его от европейских реалий с их уравнительными тенденциями, отречением от своего великого прошлого и либеральным мещанством.
Свою позицию Леонтьев определяет как «философскую ненависть к формам и духу новейшей европейской жизни», которые считал губительными для России. Он беспрестанно убеждал соотечественников противостоять европейским веяниям и вернуться к корням. Современники к словам Леонтьева не прислушались, однако поставленные им диагнозы актуальны и сейчас, а значит, его мысль способна помочь найти и лекарство. О философском наследии Константина Леонтьева и его современном значении