1831


Вавилонская башня
Может ли долго, более ста лет простоять какое бы то ни было общество
Может ли долго, более ста лет простоять какое бы то ни было общество
приравенствеи свободе?приравенствеи свободе?приравенствеи свободе?
Константин Леонтьев «Чем и как либерализм наш вреден», 1880 год
Леонтьев близко общался со многими славянофилами, однако в политических вопросах никогда славянофилом не был. Российскую империю он не видел чисто славянской страной, а любая национальная связь была для него бессодержательна. Свою доктрину он называл «методом действительной жизни» и полагал, что философские идеи должны соответствовать религиозным представлениям о мире, здравому смыслу, требованиям непредвзятой науки и художественному видению мира.

Битва за ратушу, Париж
Всякоеначало,доведенноедо крайних выводовВсякоеначало,доведенноедо крайних выводовВсякоеначало,доведенноедо крайних выводовВсякоеначало,доведенноедо крайних выводовВсякоеначало,доведенноедо крайних выводовможет стать не только убийственным, но даже и самоубийственым
может стать не только убийственным, но даже и самоубийственым
Константин Леонтьев «Византизм и славянство», 1875 год
Он стремился соединить строгую религиозность со своеобразной философской концепцией, где проблемы жизни и смерти переплетаются с надеждами на создание в России новой цивилизации, основанной на твердой монархической власти, строгой церковности и жестком сословно-иерархическом делении общества. Именно эстетическое и религиозное отталкивало его от европейских реалий с их уравнительными тенденциями, отречением от своего великого прошлого и либеральным мещанством.

Коронация Николая II и Александры Федоровны
Основы нашего как государственного, так и домашнего быта остаются
Основы нашего как государственного, так и домашнего быта
тесносвязаныс византизмомтесносвязаныс византизмомтесносвязаныс византизмом
Константин Леонтьев «Византизм и славянство», 1875 год
Свою позицию Леонтьев определяет как «философскую ненависть к формам и духу новейшей европейской жизни», которые считал губительными для России. Он беспрестанно убеждал соотечественников противостоять европейским веяниям и вернуться к корням. Современники к словам Леонтьева не прислушались, однако поставленные им диагнозы актуальны и сейчас, а значит, его мысль способна помочь найти и лекарство. О философском наследии Константина Леонтьева и его современном значении