Константин ЛеонтьевКонстантин Леонтьев

Константин Леонтьев

Предыдущий
Следующий

1831

СовременникиКонстантинаЛеонтьева
Фотография Константина Леонтьева
называли его парадоксалистом — слишком уж сближались в его мысли внешне и сущностно разнородные вещи и понятия. Но именно это позволяло ему указать на то, что даже у разнородного есть много общего. И по этой же причине Леонтьев — военный врач, дипломат, писатель и философ — был постоянным возмутителем спокойствия среди представителей консервативного и националистического направления русской мысли. Просто потому, что он регулярно говорил о том, о чем другие не решались и подумать.
Вавилонская башня

Вавилонская башня

Питер Брейгель старший

Может ли долго, более ста лет простоять какое бы то ни было общество

Может ли долго, более ста лет простоять какое бы то ни было общество

приравенствеи свободе?
приравенствеи свободе?
приравенствеи свободе?

Константин Леонтьев «Чем и как либерализм наш вреден», 1880 год

Леонтьев близко общался со многими славянофилами, однако в политических вопросах никогда славянофилом не был. Российскую империю он не видел чисто славянской страной, а любая национальная связь была для него бессодержательна. Свою доктрину он называл «методом действительной жизни» и полагал, что философские идеи должны соответствовать религиозным представлениям о мире, здравому смыслу, требованиям непредвзятой науки и художественному видению мира.

Битва за ратушу, Париж

Битва за ратушу, Париж

Жан Виктор Шнетц

Всякоеначало,доведенноедо крайних выводов
Всякоеначало,доведенноедо крайних выводов
Всякоеначало,доведенноедо крайних выводов
Всякоеначало,доведенноедо крайних выводов
Всякоеначало,доведенноедо крайних выводов

может стать не только убийственным, но даже и самоубийственым

может стать не только убийственным, но даже и самоубийственым

Константин Леонтьев «Византизм и славянство», 1875 год

Он стремился соединить строгую религиозность со своеобразной философской концепцией, где проблемы жизни и смерти переплетаются с надеждами на создание в России новой цивилизации, основанной на твердой монархической власти, строгой церковности и жестком сословно-иерархическом делении общества. Именно эстетическое и религиозное отталкивало его от европейских реалий с их уравнительными тенденциями, отречением от своего великого прошлого и либеральным мещанством.

Коронация Николая II и Александры Федоровны

Коронация Николая II и Александры Федоровны

Лауриц Туксен

Основы нашего как государственного, так и домашнего быта остаются

Основы нашего как государственного, так и домашнего быта

тесносвязаныс византизмом
тесносвязаныс византизмом
тесносвязаныс византизмом

Константин Леонтьев «Византизм и славянство», 1875 год

Свою позицию Леонтьев определяет как «философскую ненависть к формам и духу новейшей европейской жизни», которые считал губительными для России. Он беспрестанно убеждал соотечественников противостоять европейским веяниям и вернуться к корням. Современники к словам Леонтьева не прислушались, однако поставленные им диагнозы актуальны и сейчас, а значит, его мысль способна помочь найти и лекарство. О философском наследии Константина Леонтьева и его современном значении

Читать в материале «ЛЕНТЫ.РУ»