1854
был арестован по громкому делу революционного кружка Петрашевского и только чудом избежал каторги. Однако прославился он вовсе не революционной деятельностью, а как социолог, идеолог панславизма и основоположник цивилизационного подхода в философии. Помимо этого, Данилевский был еще и естествоиспытателем. Во время длительных экспедиций изучал реки и озера Российской империи, составил свод законодательства о рыболовстве и служил директором Никитского ботанического сада близ Ялты в Крыму.
В самой известной своей книге «Россия и Европа» Николай Данилевский рассказал о цикличности мировой истории, о конфликте разных цивилизаций и о противостоянии России и Европы как разных полюсов христианского мира. Больше века назад он описал картину мира так, как сегодня, в современной России, ее видят многие интеллектуалы и люди, определяющие государственную политику.
«Россия и Европа» была опубликована вскоре после неудачной для России Крымской войны 1853-1856 годов, в ходе которой впервые появился «коллективный Запад» в виде военного союза европейских стран. На фоне тех событий Николай Данилевский увидел угрозу для русского народа именно в Европе. Он считал, что российская государственность, если она хочет сохраняться и развиваться, должна остаться собой — то есть хранить свою идентичность и самобытность. В этом случае ей уготовано стать силой, которая объединит всех славян в федерацию от Адриатического моря до Тихого океана со столицей в Константинополе.
Благодаря этой работе Николая Данилевского помнят во всем мире именно как основоположника цивилизационного подхода к изучению истории, предвосхитившего многие философские концепции таких известных западных мыслителей XX века, как Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби и Самуэль Хантингтон. О философском наследии Николая Данилевского и его значении для современной России.